Новости монастыря

«Древние монашеские традиции в условиях современности». Продолжение

Затем состоялось вручение Представлений на право реализации базового богословского образования для монашествующих Русской Православной Церкви, а также документов об аккредитации уже действующих курсов.

Этот торжественный акт провел архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Были вручены Представления на открытие курсов представителям монастырей: Калининградской, Марийской, Мурманской, Ханты-Мансийской митрополий, а также Благовещенской и Петропавловской и Нижнетагильской епархий.

Документы об аккредитации действующих курсов получили Вологодская, Воронежская, Пензенская, Самарская, Пермская, Екатеринодарская духовные семинарии; Центры подготовки церковных специалистов Ивановской и Чувашской митрополий, Брянской, Владимирской, Курской епархий, а также представители монастырей Башкортостанской и Новгородской митрополий, Псковской, Тихвинской, Тверской епархий и Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни.
После перерыва состоялась тематическая дискуссия, озаглавленная «“Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бываетˮ (свт. Тихон Задонский). Духовный подвиг монашествующих как путь к победе», под председательством архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта.
Епископ Сергиево-Посадский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в своем выступлении на тему «Опыт духовного окормления воинов в условиях СВО» отметил, что минувший 2024 год был ознаменован качественным и количественным ростом присутствия военного духовенства в зоне боевых действий. Порядка 1500 священнослужителей сегодня вовлечены в это важное дело, 35000 бойцов приняли святое Крещение. Владыка напомнил также, что в начале спецоперации в церковной среде звучало мнение, что на фронт в качестве военных священников следует отправлять тех, кто принял монашеский постриг, однако запрет на то, чтобы посылать семейных клириков в настоящее время отсутствует, и на поле брани несут свое служение как монашествующие, так и представители белого духовенства. Далее епископ Кирилл остановился на проблемах, с которыми сталкивается военное священство в зоне конфликта. В силу того, что среди бойцов значительную часть составляют люди невоцерковленные, военным священникам необходимо, не превращаясь в замполитов, в кратких беседах и проповедях разъяснять солдатам смысл страданий и войн, издавать и иметь на фронте литературу, благодаря которой люди могли бы узнавать о судьбоносном значении России для всего человечества. Владыка отметил низкий уровень как религиозного, так и патриотического воспитания бойцов. Среди особенностей при общении с командирским составом докладчик заострил свое внимание на осознании того, что возможность достучаться до сердец офицеров имеет последствия, распространяющиеся на все военные подразделения. Для бесед с офицерами важно выделить темы борьбы со сквернословием, уважения к подчиненным, молитвы за подопечных. Владыка также отметил необходимость дружелюбного общения священнослужителей с представителями других религиозных конфессий. Нисколько не принижая значения и истинности православного вероучения, важно напоминать о том, что всех воинов объединяет одна Родина – Россия и одно общее дело – служение делу защиты родной земли. Далее в своем выступлении докладчик описал, с чем именно предстоит столкнуться духовенству и насельникам монастырей при общении с ветеранами боевых действий и их близкими, подчеркнув особое значение деликатного и терпеливого обращения с людьми, чьи души подверглись разрушительному воздействию агрессии.
Далее слово было предоставлено архимандриту Варлааму (Максакову), наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря Уфимской епархии. Отец Варлаам предложил размышление на тему «Последствия отступления от Бога и отсутствия духовного подвига», сразу задав высокую точку отсчета утверждением: «Духовный подвиг каждого монашествующего в отдельности и всех монашествующих в целом влияет на ход событий всей мировой истории». Богословское обоснование этого утверждения архимандрит Варлаам видит в словах апостола Павла: Страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены (1 Кор. 12:26). Суть же монашеского подвига состоит в усвоении монахом навыков добродетели. Где был духовный подвиг, там рождались святые. Можем ли мы сейчас подражать святым, и в чем? Справедливо было бы, чтобы именно монашествующие показали людям красоту церковности, так, чтобы все прониклись ею до душевного трепета, сказал отец Варлаам, но повсеместный упадок духовности, десятилетия гонений, стремившихся искоренить монашество, оставляют мало надежды на такую возможность. Отсюда горькое замечание: «Когда монашество теряет свое достоинство, народ начинает терять веру в Бога». А жизнь без Бога влечет за собой войны и попущение иных бедствий. И сегодня сложная политическая ситуация в мире, конфликты, несущие глобальную опасность, порождаются отпадением от веры. Выход – в покаянии, в глубоком личном осознании своего нарушения Божественных законов, и прежде всего – закона любви. «Каждый человек, исправив свою жизнь, исправляет частичку этого враждующего мира. Установив мир в своих помыслах, он приобретет мир души и сердца, и это будет самый главный вклад в дело установления мира во всем мире», – сказал в завершение своего выступления архимандрит Варлаам.
Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря в докладе «Подвиги, победа и венцы в византийской и патристической традиции» в качестве эпиграфа привел слова святителя Тихона Задонского: «Венец без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает». И предложил проследить цепочку, которую в своих рассуждениях выстраивают многие святые отцы: враги провоцируют брань, брань сопровождается подвигом, подвиг приводит к победе, а победа приводит к венцу. Соотношение подвига, победы и венца встречается еще в греческой традиции. Так, на Олимпийских играх подвиг неизменно предваряет победу и венец. Но, согласно святоотеческой мысли, отправной точкой борьбы, победы и венца является Христос Спаситель. Христиане стремятся к тому, чтобы одержать победу, которую одержал Спаситель, и сподобиться Его венцов. Духовные подвиги описываются святыми отцами как лучи солнца, как возможность реализовать Царствие Небесное в монашеской юдоли: Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни (Тим. 6: 12). Отцы призывают в самом подвиге увидеть победу, а в самой победе – венец и совершать свой христианский подвиг как аскетическое служение. «Бодрствуй хорошо» – слышим мы призыв, обращенный к тем, кто стремится к духовной награде. Святитель Иоанн Златоуст отождествляет сам подвиг веры с вечной жизнью. «Подвизайся добрым подвигом веры», – говорит монах Евфимий Зигабен. Добрый подвиг веры – это путь подвижничества, путь богопознания, путь богословия и жертвенности. Вечная жизнь заключается в добром подвиге веры. «В самом подвиге важно увидеть победу, а в победе – венец и совершать свой аскетический подвиг как христианское служение», – этим вдохновляющим пожеланием завершил свое выступление наместник Андреевского монастыря.
Иеромонах Мелхиседек (Скрипкин), насельник Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, начал свое выступление, опираясь на то, как была озаглавлена предложенная дискуссия: наша победа состоит в одолении собственных грехов и страстей с Божией помощью, венец же победы – приобщение благодати Святого Духа, которое способствует преображению окружающего мира, о чем есть известное высказывание преподобного Серафима Саровского. Далее отец Мелхиседек рассмотрел препятствия, которые нужно преодолевать, и невидимых врагов, с которыми необходимо вступать в битву, совершая подвиг стяжания благодати, а также «оружие», помогающее в этой борьбе. Это, прежде всего, молитва о помощи Божией в преодолении страстей и обращении самих «инструментов» страсти, например, гнева, – на пресечение вражеских прилогов. Это и искренность в покаянии. Был также дан совет: приобретя покаянное расположение усердной и, так сказать, подробной молитвой, глубоко усвоив ее содержание, впоследствии вкладывать его в слова краткой Иисусовой молитвы, благодаря чему «плод Иисусовой молитвы – ощущение присутствия Бога в своей жизни, видение собственных изъянов – приобретается быстрее».
Игумения Смарагда (Зыкова), настоятельница женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (Алапаевская епархия) представила развернутый доклад на тему: «Духовная брань. Что пишут святые отцы о доспехах, оружии и броне для монашествующих». Заметив вначале, что тема духовной брани, столь тщательно разработанная отцами, особенно актуальна для нашего времени с его изощренными искушениями и соблазнами, матушка Смарагда привела многие высказывания преподобных подвижников древности и более близких к нам времен, содержащие ценные советы о смирении, молитве, внимании к внутренней жизни, отношении к помыслам.
Настоятельница Свято-Успенской Николаевской обители игумения Анна (Морозова) рассказала собранию о том, как живет монастырь, основанный схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Донецкой области. С марта 2022 года до сентября 2024 обитель находилась на линии боевого соприкосновения до тех пор, пока российскими войсками не была отодвинута линия фронта. За это время монастырь регулярно подвергался обстрелам противника, были разрушены все помещения, разбиты коммуникации. В течение лета и осени 2022 года большая часть насельников была эвакуирована, в обители остались 50 человек братьев и сестер (монастырь по благословению старца изначально объединял две обители – ныне они носят наименования Свято-Успенский Николаевский женский и Свято-Успенский Васильевский мужской) для того, чтобы ежедневно совершать суточный круг богослужений. По словам игумении Анны, несмотря на то, что поменялись бытовые условия монастырской жизни, ее уклад остался прежним. Насельники остались в монастыре ради совершения богослужений, чтобы на первой линии фронта, в месте смерти и скорби, не угасала молитва. Со временем ситуация усугубилась появлением над обителью FVP-дронов, дронов-камикадзе, из-за которых стало еще опаснее подниматься на поверхность (службы совершались в нижнем храме, насельники жили в подвальных помещениях). В июле 2024 года противник заминировал магнитными минами все дороги, ведущие к монастырю, на несколько месяцев обитель оказалась в блокаде, лишившись возможности получать хлеб и топливо. Однако, преодолевая внешние лишения, а вместе с тем и страх насилия, смерти, потери близких, насельники продолжали вести монашескую жизнь в разрушенной обители. Монастырь стал местом, где многие военные находили поддержку и утешение, ведь они могли в любое время прийти в храм, чтобы помолиться о своих боевых товарищах, принять таинство Крещения, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин перед тем, как идти в бой, который мог стать последним в их жизни. В завершение своего выступления матушка выразила надежду на возрождение монастыря и воссоединение всех насельников, которые были вынуждены эвакуироваться. Монахини верят, что с Божией помощью обитель будет восстановлена, и в ней снова воцарятся мир и покой, и именно эта вера, по словам матушки, дает силы жить и молиться, несмотря на все испытания.
Каледа Василий Глебович, д.м.н., заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук (ФГБНУ НЦПЗ) по развитию и инновационной деятельности предварил свое выступление словами благодарности в адрес председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. Василий Глебович напомнил, что много лет назад владыка Феогност благословил преподавать курс пастырской психиатрии в Московской духовной академии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Далее в своем выступлении профессор Каледа привел примеры из врачебной практики, подтверждающие необходимость соработничества Церкви и научного сообщества верующих врачей-психиатров, рассказал об опыте проведения на церковных площадках международных конференций, посвященных проблеме пастырского окормления душевнобольных. Болезни психические, как и все прочие, нуждаются в лечении. И если в монастырях насельники помогают нести крест болезни тем, кто болен физически, то лишать медицинской помощи тех, кто страдает душевными расстройствами, тоже было бы неправильно. Порядок церковной жизни последних лет требует предоставления документа, подтверждающего отсутствие психических заболеваний у человека, поступающего в монастырь. Но ведь болезнь может проявить себя и после того, как монах принял постриг и много лет прожил в монастыре. В связи с этим Василий Глебович призвал руководителей монашеских общин не оставлять без внимания особенности поведения своих братьев и сестер. А одним из важнейших критериев психического здоровья назвал отношение к послушанию. «Для выздоровления нужно бывает потрудиться, – сказал в завершение Василий Глебович, – но, как врач, могу сказать, что часто, когда за больного молятся, когда его принимают в монашеской общине, лечение приносит хорошие результаты».
По окончании выступлений архиепископ Феофилакт предложил участникам собрания задать вопросы президиуму. На вопросы из зала ответил митрополит Луганский Пантелеимон.

В завершение заместитель председателя СОММ, игумения Иулиания выразила от имени собравшихся благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения важных тем монашеской жизни, а также поблагодарила участников за плодотворную работу.

По данным регистрации, на мероприятиях направления присутствовали 504 участника, в том числе 22 архиерея, 99 архимандритов и игуменов монастырей, 49 иеромонахов, 109 игумений, а также 67 насельников монастырей и 38 благочестивых мирян из 143 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Среднеазиатского митрополичьего округа, епархий новых территорий.

Фото: Владимир Ходаков
Made on
Tilda