эпоха приходского храма
Успенский храм
Успенский храм заложен в 1677 году, главный престол освящен в честь иконы Божией Матери Успение, а северный — во имя святителя Николая Чудотворца
В период проведения церковной реформы по сокращению монастырей в России в XVIII столетии, 10 октября 1725 годах последовал указ Святейшего Синода об упразднении Дудина монастыря, однако этого не произошло. После 1744 года Дудин монастырь находился в подчинении государственной Коллегии экономии, а с 1749 года нижегородского епархиального начальства, за исключением его вотчин, денежных и хлебных доходов. Фактически же нижегородскому архиерею подчинялись лишь его обитатели, а все доходы от многочисленных вотчин поступали в государственную казну. Официально за монастырем числилось 1296 душ крепостных крестьян.

В 1753 году, по распоряжению Преосвященного епископа Нижегородского и Алатырского Вениамина (Пуцек-Григорович), из Дудина монастыря в Нижний Новгород были перевезены некоторое деревянные хозяйственные постройки.

Спустя одиннадцать лет, в 1764 году, при учреждении церковных штатов за неимением средств к содержанию Дудин монастырь, как и многие другие иноческие обители, был упразднён. Вопрос же о дальнейшем использовании монастырского Успенского храма решился как бы сам собою и однозначно. В этом же году в соседнем с ним селе Подъяблонное сгорела деревянная церковь, и по просьбе её прихожан, с разрешения и благословения Святейшего Синода, монастырский храм стал приходским. Однако все остальные постройки бывшего монастыря, кроме колокольни, остались невостребованными, постепенно приходили в упадок и разрушались, что и было зафиксировано в более поздних документах.

В рапорте священнослужителей Успенской церкви от 3 марта 1827 года говорится о том, что: «Вокруг оной церкви и колокольни имеется каменная ограда, простирающаяся по линии от востока к западу на 31, а по линии от юга к северу на 40 сажень, в которой каменный корпус келий, простирающийся на 14 сажень в длину и на 4 в ширину, с тремя под оными подвалами; сей корпус до половины без кровли по обветшанию ея; по той же линии имеются святые ворота каменные почти на середине оной, и в окончании той же линии второй корпус архимандрических келий. Сей корпус до половины разрушен почти до основания его, а второй половине разрушен по окна».
Сажень — старорусская единица измерения расстояния. В XVII веке основной мерой была казённая сажень, равная 2,16 метра и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков.
Кроме того, в документе указывается, что: «Стена ограды по восточной стороне реке Оке разрушилась на 4, по северной на 15, по западной на более сажени, а по южной от ворот до угла на 16 сажень. В среднем западном углу ограды каменная келлия, чаятельно караульня на двух сажанях в длину и ширину без кровли.

Причина же такого плачевного состояния зданий и сооружений бывшего Дудина монастыря в XIX веке, как пишу сами священнослужители, заключалась в тoм, что: «Все оные здания келий и стены и можно поддержать починкою, нo во-первых прихожане починок тех не в состоянии, а вo-вторых и цели, на которую бы келии починять потребно было, не знают».

Единственное, что предприняли прихожане села Подъяблонное в 1820 гoды для своей Успенской церкви это ремонт ее кровли (заменили деревянную на железную), и перестроили трапезную часть храма «со введением двух столпов, для поддержания свода». И произошло это только после того, как их к этoму понудила Нижегородская Духовная Консистория.

Живописные развалины древнего Дудина монастыря нашли своё место и в автобиографическом романе «Проклятый род» владельца усадьбы в селе Подвязье Ивана Сергеевича Рукавишникова, который писал: «Прибежала лошадка к крутому спуску. Фырчит. Идти не хочет. Встала. Вот он, монастырь, под горой. Упраздненный монастырь. В церкви службы идут по праздникам и в канунам. Поп с дьячком в деревне живут, версты за три. В монастырской ограде только старый сторож».
На ризе чудотворной иконы были высечены слова: «Образ явленный на основании монастыря, обложен в 1750 году серебром тщанием игумена Aаpoна».
Даже после ликвидации и упразднения обители, по решению Синода, многочисленные православные нижегородцы каждый год в летний праздник «Николин день» приходили в бывший монастырский Успенский храм для поклонения местночтимой святыне древнему образу Святителя Николая. Согласно описанию в документах за 1764 год, внешне этот образ выглядел: «…в окладе кованом; на нём венец серебряной позолочен, в венце три камня, двa зелёные и один красный простые, и на том образе крест раковой, обложен серебром».

Почитание данной святыни было настолько велико, что летом 1863 года состоялось Высочайшее посещение Успенского храма Eгo Императорским Высочеством цесаревичем и Великим князем Николаем Александровичем Романовым с многочисленной свитой, во время его путешествия по реке Оке на корабле.

Представители царской фамилии присутствовали на воскресном всенощном бдении, молились, прикладывались к святой иконе Николая Чудотворца и остались ночевать на корабле посреди реки, напротив самой церкви.

Впоследствии, в 1912 гoдy, это событие было увековечено в летописи Успенского храма: памятная запись была выполнена на специально изготовленной доске, установленной на стене церкви. «Высочайшее посещение: наследник цесаревич и Великий князь Николай Александрович изволили быть в сей церкви 6 июля 1863 года».
Местоположение храма совершенно пустынное ничем не застроенное
При обозрении церквей Горбатовского уезда Нижегородской епархии в 1883 году Преосвященный Макарий (Миролюбов) в своём журнале о приходе села Подъяблонное записал, что село это «…находится от приходского храма в расстоянии не менее полутора вёрст. Сообщение приходского причта с местным храмом, если не имеет особых препятствий, то крайне небезопасно, особенно в осеннее и зимнее время, когда ранним утром в бурную погоду, легко можно сбиться с пути, или подвергнуться нападению, если не злых людей, то хищных зверей. Впрочем, сколько известно, подобных несчастий милостью Божией и заступлением угодника Божия Святителя Николая имени коего посвящен Подъяблонский храм не случалось».

Во время посещения Успенского храма владыка Макарий в своих записках также отметил: «…сам храм каменный, с такою же при нём колокольнею и оградой, крыт железом, древней архитектуры. Местоположение храма совершенно пустынное ничем не застроенное, кроме одной караулки, в которой живут два сторожа оберегающие церковь. Внутренность храма украшена благолепно и содержится чисто. Церковный староста — крестьянин Василий Кузнецов, отличается особым усердием на пользу церкви. В ограде с южной стороны под каменным шатром, крытым железом, устроен колодец, всегда полный чистой и вкусной ключевой водой, стекающей из горных источников. Приходящие богомольцы берут из него воду, как освященную, в дома».
После совершения молебна Святителю Николаю Преосвященный Макарий обратился с приветственным пастырским словом к собравшимся прихожанам Успенской церкви, в котором «с особенной любовью напомнил им, чтобы на месте сем, освященном подвигами иноков, никогда не прекращалось христианское благочестие.

В 1890 году на сохранившиеся постройки древнего Дудина монастыря обратила своё внимание Императорская Археологическая Комиссия и Академии художеств, которые занимались сбором информации и реставрацией древних памятников русского зодчества. Для этих целей непосредственно на места в приходы через Нижегородскую Губернскую ученую Комиссию рассылалась специальная анкета под названием «Метрика для получения верных сведении о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах». В 1887 году такая «метрика» была составлена настоятелем приходской Успенской церкви села Подъяблонное иереем Иоанном Розановым. Этот сохранившейся до наших дней документ, состоящий более чем из 70 вопросов, позволяет детально представить, как выглядел храм прежде, вплоть до его интерьеров.

Буквально всеми официальными органами, как духовной, так и светской властью, архитектурный ансамбль бывшего Дудина монастыря (храм с колокольней) воспринимался, безусловно, как памятник древности. К началу XХ столетия продолжительное время не ремонтировавшийся Успенский храм стал приходить в упадок. Вот как описывает в своем докладе увиденное на месте бывшего монастыря один из сотрудников НГУАК:

Епископ Макарий (Миролюбов)
Архитектор Нижегородской Городской Управы
«Сохранившиеся в настоящее время остатки его состоят из каменной старинной церкви, шатровой колокольни, части каменного, наполовину разрушенного келейного корпуса и части ветхой каменной, местами так же разрушенной стены-ограды, которой когда-то был обнесен монастырь. И церковь, и ограда, и колокольня носят на себе следы полного запустения: забытый, заброшенный уголок старины. С наружной стороны церковь не поражает затейливостью архитектуры, но в этой простоте всюду чувствуется влияние далёкой старины…».
В стенах церкви появились большие трещины, образа так закоптились и запылились, что на них почти ничего нельзя было разобрать. Церковная утварь, священные сосуды и богослужебные предметы обветшали и не имели уже прежнего благолепного вида. Одним словом, как внешний, так и внутренний вид храма представлял собой картину большого запустения.

Работами прихожан, а особенно церковного старосты крестьянина деревни Каликино Василия Ивановича Козина и П. И. Осокина, нашлись на нижегородской земле добрые люди, пожелавшие оказать финансовую помощь на возрождение святого храма. Ими стали известные на нижегородской земле благотворители: крестьянин села Желнино Петр Павлович Кузнецов, потомственная почетная жительница Нижнего Новгорода Агния Николаевна Маркова и её cyпpyг, также почетный потомственный нижегородец Арсений Васильевич Марков.

Они сочли необходимым не ограничиваться только частичным ремонтом храма, а произвести полную капитальную реставрацию. Поэтому в октябре 1910 года нижегородским архитектором Л. Д. Агафоновым была составлена смета на ремонтно — восстановительные работы Успенской церкви.

В 1909 — 1911 годax известный архитектор Нижегородской Городской Управы Леонид Дмитриевич Агафонов возводил комплекс сетевязальной фабрики и дома для рабочих в поселке Желнино, на левом берегу Оки. Именно тогда меценаты и обратились к нему с просьбой осуществить надзор за реставрацией Успенской церкви Дудина монастыря, расположенной на противоположном берегу реки, напротив возводимой фабрики.

Николай Дмитриевич Агафонов
Архитектор Нижегородской Городской Управы
Спустя ещё год нижегородские купцы-меценаты стали финансировать проведение всех необходимых работ.

В своем обращении на имя Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого) в апреле 1911 года Петр Павлович Кузнецов и Арсений Васильевич Марков писали о скорейшем начале ремонтных работ, которые, по их мнению, не могут иметь значение для храма как памятника старины.

К таковым работам относились: замена опревших частей фундамента, ремонт и окраска крыши, штукатурка церкви снаружи, перекладка печей, устройство дренажа и тому подобное. Срочность же своей просьбы купцы обосновывали двумя причинами: «Желая воспользоваться для исправления и ремонта храма в с. Подъяблонное наиболее в смысле стоимости производства работ, благоприятным временем, т.к. к в середине лета ощущается спрос на рабочие руки, а главное, чтобы при наивысшем в весеннее время подъёме грунтовых вод определить наиболее совершенные меры для отвода таковых и предохранения основания храма от подмыва…».

Тогда, в 1911 гoдy, Преосвященный Иоаким своим указом от лица Нижегородской Духовной Консистории дал разрешение на проведение реставрационных работ при условии, что внутренних переделок они не коснутся рассмотрения этого вопроса в Императорской Археологической Комиссии.

Все работы велись под личным наблюдением и надзором нижегородского архитектора Леонида Дмитриевича Агафонова. Так, им были выполнены фиксационные чертежи церковных зданий до начала ремонта, фотографические снимки, зондажи с целью выявления под штукатуркой Успенской церкви древней стенописи (однако фрески не были обнаружены). Существовавшие же росписи храма были определены членами комиссии как не имеющие большой художественной ценности, так как были выполнены в XVIII веке, но подлежат подновлению.

Подновлен был и чудотворный образ святителя Николая. Благодаря сотрудникам комиссии сохранилось и несколько рукописных древних книг, принадлежавших монастырю, которое были переданы в ризницу Нижегородского кафедрального собора.

Сохранились в алтаре храма старинное кресло (стасидий бывших настоятелей монастыря) и резная ажурная сень (навес) над святым престолом, а в самом храме резная икона святителя Николая, а также деревянная скульптура, изображающая Христа Спасителя, сидящего в темнице.

Архиепископ Иоаким (Левицкий)
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский
Колокольня
В 1910 — 1911 годах были проверены реставрационные работы по восстановлению древнего иконостаса церкви и eгo уникальньіх икон. В общей сложности во всех xpaме было восстановлено и расчищено в первоначальном виде сто тридцать пять икон как древнего письма, так и более позднего. Реставрационные работы святых образов осуществляли известные в своё время иконописцы-реставраторы из села Пypex — братья Михаил и Николай Николаевичи Сафоновы.

Резьба на иконостасе, храмовых киотах, а также оклады на иконах были покрыты позолотой. Подрядчиком стал мастер-позолотчик Гавриил Николаевич Викулов, который 5 ноября 1911 года заключил с благотворителем П. П. Кузнецовым соответствующий договор.
«Сорт золота для позолоты 11 и 12 золотникового достоинства. Прежде чем приступить к накладыванию позолоты, я, Викулов, обязуюсь всю старую позолоту с грунтом удалить начисто, кроме трёх киотов в холодной церкви и четырёх в трапезной, которые подлежат только промывке и исправлению».
В 1914 году для настоятеля и всего притча на средства супругов А. И. и А. В. Марковых и П. П. Кузнецова рядом с храмом было выстроено да жилых дома: двухэтажный каменный и одноэтажннй деревянный. В каменном доме на втором этаже жил священник со своей семьей, а на первом — сторожа; в соседнем же деревянном доме проживали дьякон и псаломщик. Кроме этого, при домах были устроены два тесовых хозяйственных двора с сеновалами, конюшнями и хлевами, а также каменный пoгpeб, амбар и баня.

В общей сложности на реставрацию Успенского храма и постройку домов причта благотворителями было затрачено более тридцати четырех тысяч рублей. Из этой суммы три тысячи двести пятьдесят рублей было пожертвовано бывшими прихожанами Подъяблонновского храма братьями 3apывнoвыми, остальные средства — более тридцати тысяч вложили попечители.

В знак благодарности от лица прихожан и духовенства всем жертвователям в 1913 году, с благословения Преосвященного епископа Иоакима, были преподнесены благодарственные адреса. Кроме того, они были представлены к церковным наградам. В 1914 году, на страницах Нижегородского церковно-общественного вестника, про всех жертвователей были написаны такие слова: «Видя такое усердие, проявленное означенными лицами, невольно хочется сказать: честь и слава благотворителям Святого храма и радетелям духовенства! Да даст им Господь доброе здравие и неизменное благополучие, на многие-многие годы! Пусть их доброе дело послужит в примере и назидание другим!».
В 1922 году церковь ограбили — изъяли серебряную и позолоченную утварь, оклады от икон и прочие ценности.
Cпокойная и благочестивая жизнь прихожан Успенской церкви и ее священнослужителей, как и по всей России, была нарушена после революционных потрясений 1917 года. В 1922 году церковь ограбили — изъяли серебряную и позолоченную утварь, оклады от икон и прочие ценности.

Долгие годы настоятелем Успенского храма являлся иерей Иоанн Дмитриевич Розанов, который прослужил в этом храме более пятидесяти лет. Родился он в 1836 году, в семье
дьякона. После окончания Нижегородской Духовной семинарии 29 ноября 1859 года был определен в приход села Подъяблонное. В период с 1871 по 1874 год исполнял должность члена благочинного Совета по первому округу Горбатовского уезда, куда в дореволюционный период относился и его приход. А с 1872 по 1883 был судебным следователем, по церковным делам, и с 1884 по 1915 — цензором проповедей и на протяжении многих лет также являлся преподавателем Закона Божьего в Подъяблоновских народных училищах.

Несмотря на многолетнее непорочное служение, отец Иоанн не был отмечен какими-либо высокими церковными наградами, но зато был очень любим и уважаем своими прихожанами. С конца ХХ столетия к приходу относилось не только само село Подъяблонное, но и ряд деревень: Швариха, Слезнево, Каликино, Тетерюгино, Польцо, Дубенки и Хабаровское.

Согласно Клировым ведомостям, на 1916 год здесь официально значились 354 крестьянские усадьбы, где проживали 1008 мужчин и 1055 женщин.

В 1912 году, в силу своего возраста и по состоянию здоровья, батюшка подал прошение о причислении его в заштат. Взамен к Успенскому храму был назначен настоятелем новый молодой пастырь — иерей Павел Харитонович Невский (служил здесь с 1912 по 1932 год), но впоследствии перешел на службу в другой приход, а затем и вовсе публично отрекся от священнического сана и тем самым избежал репрессий.

Незадолго до революционных потрясений отец Иоанн овдовел, и его семья состояла только из его детей: сына Викторина и дочери Варвары. Его сын Викторин Иванович Розанов родился 29 января 1879 года. После окончания Нижегородского Духовного училища, он состоял на военной службе, а в годы Первой мировой войны воевал на фронте. В 1918 году Викторин Розанов становится сельским учителем и одновременно служит псаломщиком Успенского храма.
В 1923 году на восемьдесят седьмом году жизни заштатный священник отец Иоанн Розанов скончался и был погребен рядом с Успенской церковью, где прослужил более пятидесяти лет, к сохранению и восстановлению которой он приложил немало усилий. Спустя десять лет, в 1932 году, настоятель отец Павел Невский перешел в соседний приход в село Дуденево. И тогда жители села Подъяблонное и всего прихода стали просить Викторина Розанова, как сына их бывшего пастыря и учителя, принять сан священника и служить в их храме. Невзирая на то, что в те годы уже во всю развернулась богоборческая политика, храмы закрывались, духовенство уничтожалось и всячески преследовалось, Викторин Иоаннович Розанов, имея глубокую веру, становится священнослужителем — сначала в 1928 году дьяконом, а затем с 1932 года священником.

Однако — служение отца Виктора было недолгим. В страшном 1937 году в Богородское НКВД от граждан села Подъяблонное поступило нижеследующее заявление: «Просим райотделение НКВД убрать с нашего селения священника Розанова В. И. который ведет контрреволюционную агитацию среди колхозников и колхозниц, своими действиями и контрагитацией мешает колхозу проводить продпредприятия. Кроме того Розанов ведет антисоветскую агитацию среди верующих против выборов в Верховный Совет СССР, мы граждане села Подъяблонное просим немедленно его убрать». В этот же день, 19 ноября, священника вызвали в Богородск и арестовали вместе с другими пастырями района.

В ходе следствия во время допроса отец Викторин не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и вел себя с большим достоинством. В обвинительном заключении следователь запишет ложные и абсурдные показания свидетелей о том, что: «член контрреволюционной группы церковников Розанов Виктор Иванович, делая обход по деревням, агитировал колхозников о выставлении кандидата в Верховный Совет из священников Горьковской области, чтобы иметь представителя в верховных органах от духовенства. Всячески старался сорвать конституционную работу, клеветал на Советскую власть, искажал законы советского правительства».

Больше месяца длилось следствие, в ходе которого арестовывались все новые и новые священнослужители и верующие миряне Нижегородской епархии. 26 декабря 1937 года, последний настоятель Успенской церкви иерей Викторин Розанов был расстрелян.
Когда богоборческая политика новой власти завершила широкомасштабные репрессии в отношении священнослужителей и истинно верующей паствы, началась кампания по ликвидации молитвенных зданий, дабы ничто уже не напоминало в России о православии. Как свидетельствуют архивные документы, официальное закрытие Успенской церкви в селе Подъяблонное было осуществлено по инициативе самих жителей Шварихинского сельсовета, с подачи партийных идеологов.

В конце 1930-х годов по официальным данным в приходе числилось 414 человек — жителей из шести населенных пунктов (Подъяблонное, Тетерюгино, Каликино, Трестьяны, Польцо и Дубенки).

Весной 1938 года в приходских селах и деревнях прошли специальные собрания жителей, на которых обсуждали вопрос о ликвидации церкви. В протоколе собрания граждан деревни Швариха от 14 апреля 1938 года записано: «…религия внушает разную чушь и нелепость, призывая к повиновению и рабству, обещает за это хорошую загробную жизнь, призываю колхозников и не колхозников к окончательному разрыву с религией и церковь закрыть, поступило предложение церковь при селе Подъяблонное закрыть и отвести новое кладбище».

Аналогичное заявление прозвучало и на собрании граждан деревни Каликино Богородского района 20 февраля 1938 года, где присутствовали 44 человека из 57:

«…председатель сельсовета разъяснила — гражданам, какой вред церковь приносит молодежи и всему населению ради своей наживы, попы и монахи умело одурманивали население ради своей наживы в продолжение нескольких сот лет. Так как церковь пользы, кроме вреда не приносит, вносят предложение церковь закрыть и переоборудовать под дом колхозника. Постановили: церковь закрыть и поручить Шварихинскому с/совету переоборудовать под дом отдыха колхозника».

В другом протоколе собрания членов колхоза «Герой труда» из селений Подъяблонное и Тетерюгино о закрытии церкви, говорится, что: «…при ударной работе в поле будет и свободное время, чтоб провести отдых культурно в доме отдыха, а что касается попов, то как известно что для народа они раньше и теперь способны только лишь предать нас, но не как помочь нам в социалистическом строительстве, что это доказано ими на деле. Постановили: церковь как очаг вредного нам класса и дурмана единогласно постановили закрыть и переоборудовать под дом колхозника».

Таким образом, ликвидация Успенской церкви осуществлялась на законных основаниях, по желанию масс. 25 сентября 1939 года районные власти поддержали ходатайство граждан Шварихинского с/совета перед президиумом Облисполкома о закрытии церкви при селе Подъяблонное. И в январе 1940 года исполнительный комитет Горьковского областного совета депутатов трудящихся выносит решение о том, что необходимо: «Согласиться с постановлением президиума Богородского райисполкома от 25 сентября 1939 года и церковь в селе Подъяблонное закрыть с последующим переоборудованием под пионер-базу. Закрытие церкви поручить произвести исполнительному комитету райсовета с соблюдением закона «О религиозных объединениях».

Существовавший на тот период времени комплекс зданий бывшего Дудина монастыря предполагалось использовать под городские пионерские лагеря Богородского союза кожевенников. При ликвидации Успенского храма большинство церковных святынь было изъято, либо утрачено безвозвратно.

По воспоминаниям местных жителей, комсомольцы-активисты всю церковную утварь и иконы сбросили в Оку как ненужный хлам. К сожалению, ни среди музейных экспонатов, ни среди нижегородцев не сохранилось каких-либо святынь или ценностей, изъятых из Успенской церкви.

Совсем скоро на русскую землю пришло новое бедствие — Великая Отечественная война, и намерение богородчан организовать в стенах Дудина монастыря место для массового отдыха осталось на бумаге. И все годы, пока шла кровопролитная и страшная война, закрытый Успенский храм оставался вдали и в тиши, как корабль спасения в страшную бурю для всех верующих богомольцев, которые тайно приходили сюда и молились за себя и своих близких. А намоленная вода, из святого источника давала всем страждущим живительную силу и благодать Божию.
Окончательное разорение и осквернение церкви началось в 1960-е годы, когда местным жителям понадобились строительные материалы на свои хозяйственные нужды.

После закрытия храма еще несколько десятилетий по традиции местные жители часть территории с храмом использовали под кладбище. Первые погребения светских лиц здесь появились еще в середине ХХ столетия. Несмотря на сложность переправы с противоположного берега, хоронили рядом с Успенским храмом и именитых жителей села Желнино. Так, в частности в 1860 году здесь был погребен купец первой гильдии С. Г. Мохнин-Оренбургский, в разное время — члены семьи благотворителей купцов Марковых, Логиновых, Зарывновых, Ванюшиных, Тарасовы, Ермолаевы. Разбросанные и зачастую оскверненные надгробия разных эпох встречаются здесь и поныне.

В непосредственной близости с церковью (с южной стороны) сохранились остатки «надкладезной» каменной часовни. Начатое в 1960-е годы местными жителями разрушение довершили последующие десятилетия: морозы, ветра, снег и дождь. Колокольня, ограда и другие строения полностью уничтожены.
Возрождение обители началось с благословения Архиепископа Нижегородского и Арзамаского Георгия в июле 2007 года
Установка поклонного креста явилась для всех верующих нижегородцев долгожданным событием, символизирующим начало новой истории обители. На следующий день, 26 июня, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения данного креста. Обращаясь к благотворителям монастыря и трудникам, занимающимся его восстановлением, Владыка подчеркнул, что возрождение разрушенных обителей — это возможность исправить грехи своих предков.

По благословению Высокопреосвященнейшего Георгия, начиная с июля 2007 года, молитвенное попечение о возрождении Дудина монастыря осуществляет братия Нижегородского Благовещенского мужского монастыря, которая по очередности совершает здесь молебны.

С использованием сохранившихся уникальных архивных материалов, в первую очередь чертежей и фотографий, в 2007 году в Нижегородском научно-исследовательском предприятии «Этнос», под руководством И. С. Агафоновой (внучки Л. Д. Агафонова), был разработан эскизный проект реставрации и реконструкции Дудина монастыря.

Сегодня в возрождении обители принимают участие как благотворители, представители местного самоуправления, верующие люди, так и добровольные помощники — школьники и студенты различных учебных заведений. Каждый из них вносит свой посильный вклад в восстановление поруганной святыни.
На северной стороне от храма на кромке откоса существует небольшое сельское кладбище, где сохранились старинные надгробия и склепы. В 1995 году все уцелевшие сооружения были поставлены на государственную охрану как памятники архитектуры областного (местного) значения. Кроме этого, нижегородскими архитекторами неоднократно разрабатывался проект приспособления и сохранения Успенской церкви. Но все задуманное оставалось лишь инициативой на бумаге.

Невзирая на внешнее запустение и уныние, это намоленное и святое место по-прежнему почитается верующими, которые приходят сюда помолиться, набрать освященной благодатью Божией воды из источников, помянуть своих родных и близких.

Благодаря инициативе жителей города Дзержинска и Богородска в 2001 году здесь была официально зарегистрирована приходская община, но полноценные работы по восстановлению Успенского храма начались только в 2006 году, когда в приход был назначен настоятель — священник Василий Кривченков. На месте древней обители вновь стали возрождаться духовная жизнь.

14 марта 2007 года на очередном заседании областной комиссии по вопросам передачи религиозным организациям имущества был рассмотрен вопрос о передаче сохранившихся зданий и сооружений архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря в деревне Подъяблонное Богородского района.

В распоряжение прихода было пожертвовано несколько списанных железнодорожных вагончиков, которые приспособили под жилые помещения для послушников и паломников. За 2006 — 2007 год удалось осуществить немногие, но весьма важные работы. Временной кровлей были покрыты крыши над трапезной и над главным алтарем церкви, а также над приделом во имя святителя Николая. В некоторых помещениях вставлены окна.

Еще одним шагом к возрождению монастыря стала традиция перенесения сюда, на окские просторы, одной из основных святынь Нижегородской епархии — чудотворной иконы Владимирской Оранской Божией Матери. В дореволюционное время в Успенский храм, как и в другие приходы Богородского округа, приносили ежегодно список с этой святыни.

6 мая 2007 года восстанавливающийся Свято-Николаевский Амвросиев Дудин монастырь впервые с архипастырским визитом посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Вместе с Владыкой в монастыре побывали глава местного самоуправления Константин Пурихов, члены администрации Богородского района, а также члены попечительского совета по восстановлению Дудина монастыря.

Первоначально все работы по возрождению монастыря велись в очень тяжелых условиях и были направлены в основном на то, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение уцелевших построек.

25 мая 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий благословил создание попечительского совета по восстановлению Дудина монастыря, который возглавил генеральный директор ОАО «Пирс» А. И. Шкилев.

Трудами и заботами попечителей была восстановлена старая дорога-спуск к стенам монастыря, построена ЛЭП и подключена электроэнергия, построена временная деревянная ограда, оформлено землепользование.

В ходе пребывания в обители владыка Георгий осмотрел территорию монастыря и уцелевшие здания, а также отслужил в восстанавливающемся храме первый молебен святителю Николаю Чудотворцу.

25 июня 2007 года в древней обители произошло знаковое событие. На крутом окском берегу в северной части монастыря был установлен девятиметровый деревянный поклонный крест. В связи с труднодоступностью Дудина монастыря для размещения здесь строительной техники спустить к нему крест, вес которого превышает тонну, вручную было невозможно. Поэтому было принято решение осуществить это с помощью вертолета МЧС.

По признанию пилотов вертолета, это первый подобный опыт в их работе. Но, невзирая на всю сложность поставленной перед ними задачи и волнение по молитвам к Святителю Николаю, данная акция прошла успешно.

Поклонный крест был изготовлен на нижегородском дерево-обрабатывающем заводе ДОК-78. Для того, чтобы он простоял века, его сделали максимально простым, в традициях древне-русского искусства — крест-голгофа (по образцу Соловецких крестов).
Современный вид на возрожденную обитель
  • Благовещенский мужской монастырь
    Нижний Новгород
  • Нижегородская митрополия
    Нижний Новгород
  • Покровский мужской монастырь
    Балахна
Развитие монастыря
История монастыря
Первое упоминание о Дудине монастыре относится к 1408 году. По некоторым сведениям, обитель посещал преподобный Сергий Радонежский по дороге из Нижнего Новгорода.
Подать записку
Закажите требы онлайн
Подайте поминовение о здравии или об упокоении онлайн. Мы получим ваш заказ и исполним его на ближайшем богослужении.
© Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь
607615, Нижегородская область, Богородский район, деревня
Подъяблонное, улица Приокская, 1в
Made on
Tilda