О монастыре
Дудин монастырь и село Дуденево
Интересна судьба села Дуденева и Дудина монастыря, которые находятся в недалеком соседстве друг от друга, выше по Оке от Нижнего Новгорода. Село было основано в далеком прошлом на высоком, правом берегу Оки; напротив, на низком, левом берегу раскинулось селение Растяпино, впоследствии переименованное в город Дзержинск.
Дудин монастырь, по некоторым данным, возник в конце XIV века, несколько позднее нижегородского Печерского монастыря.
О Дудине монастыре в начале XVII века указано, что в Березопольском стане, на правом берегу Оки, под увалом, в полугоре стоит Дудин Амвросиев Николаевский монастырь. Напротив, по ту сторону Оки, село Жолнино. Название обители Дудин пошло от расположенного поблизости селения Дуденево, которое в момент основания монастыря именовалось деревня Дудино. Следующее название – Амвросиев – дано в честь основателя монастыря монаха Амвросия, который выбрал место для будущей обители, явился первопоселенцем на этом месте, им же с сотоварищи была возведена первая деревянная церковь во имя Николы Чудотворца.

Первая церковь в Дуденеве была деревянной. В XIX веке на месте деревянной, возвели каменную церковь, которая сохранилась до наших дней.
Дудин монастырь и Печерский явились также защитными крепостями для Нижнего Новгорода, один держал контроль над подступами к нему от волжско-камских булгар и золотоордынцев, другой — защита от набегов по Оке и с востока.
Обрывистый высокий правый берег Оки около Дуденева и поныне выходит разновеликими и разноцветными горизонтальными пластами пород наружу. Там были залежи богатого ценного каменистого белого минерала, он значился на обрыве выходом широкими пластами. Минерал с древности был востребован и шел на строительство. Его грузили на телеги и по верху по дороге отправляли в глубь страны, а также укладывали на баржи и везли вниз и вверх по Оке и Волге. С середины XII века в связи с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, когда Андрей Боголюбский развернул белокаменное строительство во Владимире, Боголюбове церквей, хором, дудинцам работы прибавилось.

Вырабатываемые пласты в окском высоком берегу — круче назывались дудами или дудками, поэтому основанное добытчиками из дуд поселение рабочие назвали Дудино.

Дудин монастырь и Печерский явились также защитными крепостями для Нижнего Новгорода, один держал контроль над подступами к нему от волжско-камских булгар и золотоордынцев, другой — защита от набегов по Оке и с востока.

В ризнице кремлевского Спасо-Преображенского собора Нижнего Новгорода хранилось Евангелие с записью 1408 года о вкладе его в Дудин монастырь «по приказанию преподобного Сергия Радонежского чудотворца». Сергий Радонежский скончался 25 сентября 1391 года.

В русских летописях Дудин монастырь, как уже давно существующий, впервые упоминается под 1445 годом. Находясь на главных путях из Волжского Понизовья в центр России, монастырь пережил, как и прочие регионы края, неоднократные разорения от изгоном проходивших отрядов казанцев и ногаев.
Бедствия России времен Смуты начала XVII века коснулись и Дудина монастыря, т. к. рядом неоднократно появлялись то отряды тушинцев, то литовцев
Предания, связанные с историей Дудина монастыря, сохранили сведения, что его дважды посетил Сергий Радонежский; в монастыре делал остановку для передышки великий князь московский Василий Васильевич. Незадолго до этого татары разбили под Суздалем русские полки, захватили в плен московского князя Василия и увезли его в ставку хана, что была на волжском кургане на месте нынешнего Волгограда.
Заплатив за себя огромный выкуп, в сопровождении ханских мурз (князей), согласившись отдать татарскому царевичу Касимов, удрученный и подавленный выпавшими на его долю неудачами (впоследствии его еще и ослепят дядья и двоюродные братья), князь остановился в Дудине монастыре. Есть другие сообщения, что в этом монастыре проездом из Москвы в ставку Орды останавливался великокняжеский гонец-посол Бегич.

После присоединения к Московии царем Иваном IV Грозным в 1552 г. Казанского ханства, а в 1556 — Астраханского военная угроза от Волжско-Камского Понизовья сошла на нет. Дудин монастырь стал быстро расширяться, расстраиваться и богатеть. Ему в XVI столетии принадлежали деревни Тетерюгина на речке Дуброславке, Болотец, Польцо, Дубенки, Тредворцы, Чернцово и др., а также множество разбросанных по окрестным лесам заимок и починков.

После 1597 года, когда в монастырь был сделан боярином, князем Никитой Ивановичем Одоевским богатейший денежный вклад «по родителей своих на помин», настоятель обители мог начать большое строительство по обновлению монастырского комплекса.

Найденная в центральных московских архивах опись монастыря 1621 года воссоздает исторический образ обители со всеми необходимыми для него подробностями: «В Березопольском стану, на берегу Оки реки, под увалом, в полугоре Амвросиев Дудин монастырь, а в монастыре церковь Успение пречистые Богородицы, древяна... Да на монастыре ж храм святого великочудотворца Николы, древянной. На колоколнице 6 колоколов да часы боевые, стоят над святыми воротами, да колокол Благовестник, а в нем 44 пуда. Да под монастырем на берегу Оки храм древян Ильи Пророка. В монастыре около Никольского храма с просторной трапезной был пристрой, в нем 12 рубленых братских келий, далее шла высокая ограда в «заметь». Из святых ворот в сторону Оки, вниз, к берегу были выложены бревенчатые настилы спуска. Святые ворота выглядели мощной крепостной башней с флюгером-прапором над кровлей в виде трубящего ангела.

Дудину монастырю были приписаны 2 села, слободка, 16 деревень и 2 пустоши с 258 жилыми крестьянскими и бобыльскими дворами. В 1670 году их число увеличилось до 421 двора.

Получаемые с приписных крестьян и бобылей ежегодные доходы позволили властям Дудина монастыря развернуть в нем каменные работы.

В ноябре 1676 года Дудин монастырь перешел в ведение нового патриарха Иоакима и стал его домовой обителью. Уже 2 февраля 1677 года в обители по личному указу патриарха заложили каменный Успенский собор. На обряд закладки здания храма из Москвы был доставлен образ Успения Богородицы, который впоследствии станет храмовой иконой собора.
Реставрационные работы в Дудином монастыре ведутся с осени 2006 года. За это время вернули к жизни единственную уцелевшую монастырскую постройку — храм в честь Успения Божией Матери
Сохранились остатки монастырской стены. Сколько веков прошло, а кладка дивная. Из темно-красного кирпича, кирпичи небольшие, плотные, где они сохранились — гладкие, прочные, монолит.

Перед остовом Успенского собора к Оке — кладбище, где хоронили жителей монастыря и его прихожан.

Во второй половине XIX века еще действовавший Дудин монастырь посетил сын Владимира Ивановича Даля Лев Владимирович Даль, архитектор, он принимал участие в достройке Александро-Невского собора, что находится на Стрелке, месте слияния Оки и Волги. Л. В. Даль сделал несколько зарисовок Дудина монастыря, в частности, он оставил изображение колокольни монастыря.

  • Благовещенский мужской монастырь
    Нижний Новгород
  • Нижегородская митрополия
    Нижний Новгород
  • Покровский мужской монастырь
    Балахна
Развитие монастыря
История монастыря
Первое упоминание о Дудине монастыре относится к 1408 году. По некоторым сведениям, обитель посещал преподобный Сергий Радонежский по дороге из Нижнего Новгорода.
Подать записку
Закажите требы онлайн
Подайте поминовение о здравии или об упокоении онлайн. Мы получим ваш заказ и исполним его на ближайшем богослужении.
© Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь
607615, Нижегородская область, Богородский район, деревня
Подъяблонное, улица Приокская, 1в
Made on
Tilda